Павийская Картезия

Как сейчас помню свое незабываемое первое посещение Пушкинского Музея. Конец 80-х. Длиннющая очередь в кассу и, не знаю почему, среди множества экспонатов, наибольшее произведенное впечатление – надгробный памятник, а точнее, копия с оригинала. Он и она, в богатых одеждах, на украшенном супружеском мраморном ложе. У него были длинные волнистые волосы. У нее  — ангельское лицо и на ногах – странные  туфли на очень высокой платформе. Тогда их имена мне ничего не сказали. Просто поразил внешний вид, мастерски выполненные скульптуры.

Прошло десять лет. Уже живя в Италии, я оказываюсь на экскурсии в Павийской Картезии. И неожиданно, новая встреча со старыми знакомыми. И тогда, уже зная историю Милана, они открываются мне уже совсем в другом свете.  Но об этом мы поговорим позже.

Что означает слово Картезия

Слово Картезия (ит. Certosa) происходит от названия монашеского ордена, который здесь проживает — орден картезианцев (ит. certosini), основанный в 1084 св. Бруно Кельнским в Шартрезских горах близ Гренобля во Франции. Название же ордена происходит от первой обители картезианцев —  Великий Шартрези ( фр. La Grande Chartreuse, лат. Cartusia). Картезианские монастыри называют словом картезия.   На 31 декабря 2015 орден насчитывал 17 монастырей и 286 монахов, из которых 151 являются священниками. Картезианский — один из самых строгих монашеских орденов католической церкви. А поскольку Павийская Картезия — это действующий монастырь, в настоящее время здесь проживает около 10 монахов, при входе в нее, пожалуйста, говорите тихо и ведите себя подобающим образом.

 История строительства Павийской Картезии

В 1396 году, ровно через десять лет после закладки  первого камня Домского Собора, герцог Милана Джан Галеаццо Висконти принимает решение возвести в восьми километрах от своей родной Павии монастырь, который, согласно его идее, также послужил бы мавзолеем для него самого и его родных. Согласно существующей легенде, подтолкнул его на этот шаг грустный семейный факт. Герцогиня (она же – двоюродная сестра, дочь по его же приказу убитого дяди Барнабо Висконти) не могла произвести на свет жизнеспособного наследника. После двух неудачных беременностей  — дети умирали сразу после рождения — семейная пара дает обет Богородице построить обитель в ее честь.

Естественно,  усыпальница должна соответствовать статусу герцога — господина самого сильного на тот момент в Европе государства. Средств герцог не жалел.

На месте рисовых полей в то время здесь простилались леса, протекали каналы, было много ферм и замков местных феодалов. Место было очень красивое, а расположение — стратегическое: вблизи от древнеримской дороги, соединявшей два важнейших города: Милан — административную столицу герцогства, и Павию, где герцог вырос и где находился его семейный замок. Была выбрана площадь около 22 га к северу от дорогого герцогскому сердцу семейного парка, где Его Высочество любило проводить время за охотой и конными прогулками.

Проект был поручен архитекторам Бернардо да Венеция и Кристофору да Кониго, которые возглавляли работы вплоть до смерти Висконти в 1402 году. Закладка первого камня произошла 27 августа 1396 года в присутствии самого герцога, духовенства, а также профессоров и студентов Университета Павии.

Со смертью герцога в 1402 году наступает перерыв в строительстве.  В 1412 году второй сын и преемник Джана Галеаццо Филиппо Мария Висконти решает его возобновить и  передает руководство архитектору Джованни Солари, который трудится над ним с 1428 по 1462 год, даже после смерти Филиппо Марии в 1447 году и прихода к власти Франческо Сфорца в 1450 году.

В 1434 и 1454 годах возводятся две входных арки, после чего подряд переходит сначала к сыну архитектора, Гинифорте Солари, который работает там до 1481 года, а затем, уже при герцоге Людовико иль Моро, сыне Франческо Сфорца,  к Джованни Антонио Амадео, который возглавил его вплоть до 1499 года.

Сначала строятся трапезная, кельи и хозяйственные постройки. Прибывших монахов временно расселяют по близстоящим фермам и замкам. В последнюю очередь берутся за возведение церкви, которая, будучи задумана как герцогский мавзолей, значительно отличается и превосходит по объемам все до этого построенные картезии. А до окончания постройки службы проводятся в трапезной – самом просторном имеющемся на тот момент помещении. Строительство спроектированного в готическом стиле нефа завершается в 1465 году, когда уже дает о себе знать раннее Возрождение. Вот почему, благодаря Гинифорте Солари, остальная часть церкви имеет более ренессансный оттенок: арочные галереи, купол и терракотовые детали… Клуатры тоже перепроектируются. Большого клуатр обретает свой окончательный вид только в 1472 году.

1 марта 1474 года процессия из более чем четырех тысяч человек, включающая священников, дипломатов, аристократов и простых людей, переносит из замка Павии в Картезии урну с пеплом Джана Галеаццо Висконти.  Эти торжественные похороны увековечены в барельефах на портале. Спустя 20 лет, 3 мая 1497 года церковь официально освящается папским нунцием в присутствии большой толпы. Но ее строительство еще далеко до окончания. Отделка нижней части фасада завершается только в 1507 году. Трансепт и ризница – соответственно, в XVI и XVII вв. Вот почему, приглядевшись, на примере Картезии несложно заметить всю эволюцию архитектурных стилей четырех веков: начиная от пятнадцатого вплоть по восемнадцатого.Что касается населения Картезии, здесь тоже история претерпела многочисленные изменения. Неизменным остался только факт, что с момента своего основания, ордена, в ведении которых она находилась, оставались мужскими. С 1396 по 1782 год, согласно воле Джана Галеаццо Висконти, здесь располагается Картезианский монастырь.В 1782 году приказом австрийского императора Иосифа II картезианский орден закрывается, вся его собственность конфискуется в пользу государства.В 1786 году здесь поселяются кармелиты. В этот период монастырь подвергается сильным повреждениям из-за частого прохода по этим местам французской армии. В 1810 году приказом Наполеона монастырь закрывается. В 1843 году сюда вновь возвращаются картезианцы. После объединения Италии, в 1866 году Павийская Картезия объявляется национальным памятником и все церковное имущество передается государству. Только в 1930 году Папе XI удается получить разрешение снова поселить в полуразрушенном монастыре картезианцев. Муссолини посещает монастырь дважды: в 1932 году во время правительственного визита и в 1946 году, когда газеты сообщают об обнаружении на его территории завернутых в мешки останков Дуче, похищенных после его казни на площади Лорето в Милане. В 1947 году картезианцы снова покидают монастырь, как из-за отсутствия новых призваний, так и из-за скандала, связанного с телом Муссолини. Картезия остается закрытой до 1949 года, когда в ней вновь поселяются кармелиты и управляют ею до 1961 года, когда решением Ватикана ее вновь решают передать в руки картезианцев.

Проживающие здесь в настоящий момент монахи-картезианцы, помимо своих чисто монашеских обязанностей, водят экскурсии по Картезии, управляют монашеской лавкой, где продают разную религиозную атрибутику и прочие изделия местного производства.

Теперь поговорим о художественных ценностях Картезии.

Пройти на территорию Картезии можно через расписанный фресками периода Возрождения портал. В плохо сохранившемся лунете над воротами можно разглядеть двух ангелов, поддерживающих герб заказчика, Джана Галеаццо Висконти, с изображением змея и императорского орла. Войдя внутрь портала, над украшенной цветочными мотивами аркой, нашему взору откроется портрет самогò великого герцога Джана Галеаццо (справа) и его сына Филиппа Мария (слева).

В нижестоящих нишах изображены любымые сердцу Его Высочества святые Кристофор и Себастьян (со стрелами), работы выдающегося миланского художника Бернардино Луини, ученика Леонардо да Винчи. Все внутренние стены украшены, увы, поблекшим, орнаментом в стиле ренессанс.

Выйдя из ворот, мы окажемся на большой площади с чудесным видом на центральное здание Картезии – церковь Санта-Мария-Делле-Грацие.

Несмотря на всю свою красоту и приложенные зодчими усилия, храм так и остался незаконченным. Чуть позже, когда мы зайдем в церковь, наверху, с правой стороны у алтаря мы воотчую сможем в этом убедится, внимательно рассмотрев известнейшую фреску художника Амброджо да Фоссано по прозвищу Бергоньоне «Джан Галеаццо преподносит Картезии в дар Богородице».

На фреске изображена церковь согласно первоначальному проекту Солари , с возвышающимся куполом и колокольней. По этой же фреске также легко заметить, что и отделка первоначально спроектированного Солари фасада значительно отличается от той, что находится перед нами. Объясняется это тем, что участие Солари в строительстве обрывается сразу же после строительства цоколя.  В 1481 году, уже при герцоге Людовико иль Моро, проект переходит к архитектору Амодео, который видоизменяет и богато украшает готический фасад, следуя моде тех лет и своей неуемной фантазии.

А в 1499 году миланское герцогство подвергается нападению со стороны французов. Сам герцог Людовико попадает в плен и умирает во Франции. Естественно, не до мовзолеев. Стротельство возобновляется только в 1507 году. Ахитектор Бриоско возводит мраморный портал, а затем  Кристофор Ломбардо, достраивает верхнюю, более сдержанную по сравнению со вкусом Амодео, часть фасада, частично используя ранее использованный отделочный материал. Но и ему не удается довести свою работу до конца. Купол завершить так и не удается.

Нижняя часть фасада усыпана медальонами с профильными изображениями известных персонажей древности и мифических героев – явная имитация древнеримского искусства. То же можно сказать о вышестоящих пилястрах, обрамляющих барельефы со сценками из Библии и Ветхого Завета, и ниши со статуями пророков. Обратите внимание на богатую резную отделку, которая полностью покрывает этот уровень фасада: цветочные мотивы и орнаментальные фигуры сливаются с барельефами и статуями, выполненными различными талантливыми камнерезами того времени, приглашенными для участия в грандиозном проекте.

Первый и второй уровень разделены карнизом из темного камня, в центре которого помещена более светлая панель с растительным орнаментом, фигурами фавнов и имитациями древних медальонов, которые не редкость увидеть на жилых зданиях Павии того периода. Именно это горизонтальное деление фасада отличает градостроительство периода Возрождения от устремленной вверх, к небесам, готической архитектуры предыдущего века. Неограниченный в средствах, в этом плотном и экстравагантным декоре Амодео дал полную волю своей неистощимой фантазии. Ведь это именно ему приписывается как дизайн, так и частичная его реализация.

Не трудно заметить разницу между первым и вторым уровнями. Он делается явно более сдержанным: Амодео покидает строительную площадку, происходит смена подрядчика, а вместе с ним и архитектурный стиль. Над галереей арок, со статуями, выполненными учениками Амадео, Бриоско и Таманьино, в центре расположен большой окулюс (круглое окошко), увенчанный тимпаном, а по бокам — окна, украшенные люнетами. Объемная декорация в большей своей части оставляет место отделке из гладких плит с простым геометрическим рисунком.

С левой стороны церки находится хозяйственная постройка с огромным старинным прессом для винограда. Картезия была известна своим вином.

Внутренняя часть.

Вся внутренняя роспись первоначально была поручена  ровеснику Людовико иль Моро Амброджо да Фоссано (по прозвищу Бергоньоне,  из-за его тяготения к Бургундской школе). Этот живописец, несмотря на весь свой классицизм и статичность, явно выделяется из плотного ряда скучных и однообразных ломбардских художников того периода. Первоначально он хотел собственноручно расписать и украсить надалтарными картинами девять приделов. На настоящий моментами их сохранилось три. Увы, большинство  боковых часовен было переделано, поддавшись моде времени.

Давайте же поподробнее однакомимся с ними.

Первый придел слева в XVII веке был переделан в стиле барокко. Надалтарная картина Марией Магдаленой у ног Христа принадлежит руке художника из Пармы Перони, а фреска, датируемая 1663 — Федерико Бьянки, ученику Гектора Прокаччини. От первоначального проекта XV века сохранились раковина Монтегацци и витражи, выполненные Де Моттис — мастерами-стекольщиками Домского Собора в Милане.

Во  втором приделе слева находится полиптих Перуджино, лично заказанный в 1496 году герцогом Людовико иль Моро знаменитому художнику из Перуджи.

К сожалению, оригинальным является только  центральное верхнее изображение  Бога-Отца. Святой Михаил Архангел, Поклонение Волхвов, Святой Рафаэль и Тобиоло, находящиеся в нижнем ряду – это только копии с оригиналов, переданных в 1856 году Национальной Лондонской Галерее. Зато справа и слева от Бога Отца находятся не менее ценные полотна Бергоньоне «Учителя Церкви», которые первоначально были выполнены для другого полиптиха. Обратите внимание на зеленый цвет, который отличает все картины Перуджино. Это его визитная карточка. Если вам когда-нибудь доведется побывать на родине художника в Умбрии – это цвет озера Тразимено.

Третий придел посвящен Иоанну Крестителю с фресками 1645 года художника из Генуи Джованни Баттиста Карлоне: «Видение Иоанна Крестителя» и  «Иоанн креститель упрекает Ирода».

В пятом приделе находится картина миланского художника Франческо Кайро, изображающая Святую Катерину Сиенскую вместе со своей тезкой Катериной из Александрии.

Советую подольше задержаться перед шестым приделом, в котором хранится, пожалуй, самое ценное художественное произведение всего монастырского комплекса: портрет Святого Амвросия, выполненный  все тем же Бергоньоне в 1490 г.

Этот художник отличался поистине необычайным упорством в верности какой-то архаической строгости и неподвижности. Его образы преисполнены какой-то необыкновенной четкостью и пронзительностью, а детали поражают своей удивительной, чуть ли не маниакальной точностью. Несмотря на всю свою статичность и полное нежелание последовать примеру своих младших товарищей, поступивших в ряды подражателей Леонардо да Винчи (переселившегося в Милан по приглашению Людовико иль Моро в 1483 году), ему удалось создать своеобразные, полные мистической красоты произведения.

Последняя левая часовня – полная противоположность чопорному стилю пятого придела. Фрески барокко выполнены малоизвестным художником Кристофором Сторер. Зато картина «Девы с Розарием» – шедевр руки миланского мастера барокко Мараццоне, личного художника кардинала Федерико Борромео, основателя Амброзианской Библиотеки.

Теперь вернемся назад, к центральному входу.

Во втором приделе справа хранится еще один шедевр периода возрождения, выполненный по заказу Герцога Людовико. Полиптих датируемый 1496 годом несет подпись Маркино д’Альба, ученика Пентуриккьо. В картине чувствуется глубокая классическая культура автора. Христос выполнен по модели классических скульптур, на заднем фоне не трудно узнать римские Септизоний, Терме Диоклетиана, Башня Милиции.

В этом же приделе можно также полюбоваться двумя картинами Бергоньоне, изображающими четырех Евангелистов, которые были перенесены сюда в более поздний период.

Работы Бергоньоне находятся также в четвертом (Распятие,1490 г.) и в пятом приделах (над алтарем Сан-Сиро, 1491 г.).

Другие алтари Бергоньоне, первоначально выполненные для Картезии, в настоящее время разбросаны по разным музеям и частным коллекциям: триптих со Святыми Кристофором и Георгием ныне находится в Будапеште; алтарь двух Святых Катерин (1490 г.) в Лондонской Национальной галерее); Христос, несущий крест и картезианцы — в Пинакотеке Маласпина в Павии (ок. 1493 г.).

В шестой часовне справа находятся две работы Гверчино: «Мадонна с Младенцем» и «святые Петр и Павел». Обратите внимание на великолепный алтарь из мрамора и полудрагоценных камней. Яркий, украшенный гирляндами он демонстрирует незаурядную фантазию автора — Карла Баттиста Сакки. В центре расположен медальон с папским гербом, состоящим из тиары и ключей Святого Петра. Это один из самых известных алтарей-престолов Картезии, выполненный в 1688 году.

Таким образом, мы дошли до главного алтаря.

Главный алтарь помещен внутри пресвитерия. Он не используется для религиозных служб, которые проходят в центральном нефе перед воротами. Согласно монашеским традициям картезианцев, неф пресвитерия закрыт для мирян перегородкой, возведенной в XVII веке и украшенной статуями генуэзского скульптора Томмазо Орсолино.

Большой резной деревянный хор — произведение иcкусства  Ренессанса, был сделан по личному заказу Людовико иль Моро. Об одном о нем можно было бы сделать отдельную экскурсию, подробно рассказывая о 42 изображениях святых и библейских персонажей, выполненных в технике инкрустации из разных ценных пород дерева по эскизам, возможно, того же Бергоньоне.  На каждой панели, помимо самих персонажей, с необыкновенной точностью и фантазией изображены пейзажи и здания эпохи Возрождения. Работа была поручена в 1486 году мастеру из Мантуи Бартоломео де Полли. Закончена она была инкрустатором из Кремоны  Панталеоне де Марчи как раз к освящению церкви в 1497 году.

Свод над хором расписан в период Возрождения, в то время как фрески стен пресвитерия принадлежат руке выпускника Амброзианской Академии Даниэле Креспи, который в то время только что закончил расписывать монастырь в Гареньяно, рядом с Миланом. На фресках изображены  сцены из Нового Завета,  из жития картезианских и прочих святых.

Трансепт

Украшающие стены и своды трансепта фрески принадлежат, как уже было сказано, руке Бергоньоне, которому помогала группа неизвестных мастеров, в том числе очень молодой Бернардо Зенале. В этих работах очень чувствуется влияние Браманте. Нельзя не заметить точности пропорций и перспектив. В апсиде справа от трансепта находится роспись Бергоньоне «Джан Галеаццо Висконти преподносит Картезии Мадонне». Справа от Богоматери находятся его сын и наследник Филиппо Мария Висконти и старший брат герцог Галеаццо Мария Сфорца, убитый в результате заговора перед церковью Святого Стефана в Милане. Выполнена фреска была в период 1490-1495 гг.  А в апсиде слева – «Мадонна коронует Франческо Сфорца и Людовико иль Моро», в которой последний хотел подчеркнуть правомерность своей династической преемственности. Герцогский трон ему достался после преждевременной и окруженной тайной кончины племянника Джана Галеаццо Сфорца, сына Галеаццо Мария Сфорца.

Алтарные картины по обеим сторонам трансепта принадлежат руке Джованни Баттиста Креспи, миланскому художнику периода раннего барокко: «Богоматерь и святые Карл и Уго из Гренобля», написанная в 1617-18 гг и «Богоматерь и Сан Бруноне», законченная Герардини.

Нижняя часть стен расписана в стиле гризайль. Это вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого. Изображены на этом поле фигуры святых, пророков и прочих представителей бесконечного католического иконостаса. Обратите внимание на двух монахов, которые выглядывают из окон, выполненных Якопино Де Моттис, художником из семьи известных миланских стекольщиков, выполнивших витражи Домского Собора.

Руке Бергоньоне принадлежат великолепные люнеты «Мадонна ковра» и «Се человек».

С правой стороны трансепта находится монументальная дверь, а за ней — умывальник монахов, выполненный учениками Амодео. Обратите внимание на женские профили с типичными для периода Возрождения прическами. Монументальный умывальник – шедевр скульптурного зодчества – был заказан в 1488 году Альберту Маффиоли из Каррары (города в Тоскане, известного своим белоснежным мрамором), хотя некоторые критики видят в нем руку Мантегацци. Нет единого мнения, чей бюст помещен над цистерной. На большом барельефе изображено момент омовения Христосом, ног апостолов.

В глубине правого трансепта находится погребальный монумент «хозяина» Картезии, первого миланского герцога Джана Галеаццо Висконти. Монумент был заказан Людовиком Иль Моро в 1492 году, 90 лет спустя после кончины Джана Галеаццо, умершего в своем замке в городке Меленьяно, в 10 км от Милана, где он спрятался от вспыхнувшей в Милане очередной эпидемии чумы, что, впрочем его не спасло. А закончен он был только в 1562 году. В реализации памятника приняли участие несколько скульпторов: Джан Кристофор Романо, Бенедетто Бриоско, Бернардино да Новате и Галеаццо Алесси.

Памятник покрыт изящными классическими мотивами, по стилю напоминающими фасад здания. В нижней части, под круглыми арками, расположен саркофаг, увенчанный лежащей статуей покойного, согласно обычаям того времени. Верхний регистр, в центре которого находится ниша с изображением выполненной Бриоско Девы Марии, состоит из барельефных панелей рассказывающих о жизни  и подвигах доблестного герцога.

 

 

Теперь перейдем на левую сторону трансепта и – вот она! — скульптура, с которой мы начали наш рассказ. Это оригинал той самой копии, что хранится в Пушинском музее.

Супружеское ложе. Он – герцог Людовико Сфорца, прозванный Мавр, возможно, за смуглый цвет кожи. Она —  его жена герцогиня Беатриче Д’Эсте, на 23 года его моложе, умершая, в возрасте 21 года при родах их третьего ребенка.

Людовико, еще при жизни, возможно, желая показать миру свою печаль и уважение к преждевременно ушедшей молодой супруге, заказал этот надгробный памятник миланскому скульптору Кристофору Солари, руке которого также принадлежит главный алтарь Картезии, выполненный из разноцветного мрамора и инкрустированный разными камнями.  Памятник должен был быть установлен на месте захоронения его жены —  в миланской церкви Санта Мария-Делле-Грацие при монастыре доминиканцев, реконструкцию которой, опять же он, Людовико, поручил Браманте, и трапезную которой никто другой как Леонардо да Винчи, в течение многих лет служивший при его дворе, расписал своей Тайной Вечерей.

Стоит сказать, что герцог Людовико – натура, по всей видимости, страстная – вошел в историю не только как поклонник всех видов искусств и щедрый покровитель музыкантов, художников и прочего творческого люда, сделавший Милан второй после Флоренции столицей Возрождения. Он также был известен своими любовными похождениями и большим количеством внебрачных детей. Это его фаворитка Цецилия Галлерани  изображена на известнейшей картине Леонардо «Дама с горностаем» и, с большой вероятностью, на «Прекрасной Ферроньере» того же Леонардо, ныне хранящейся в парижском Лувре, изображена другая не менее известная дама его сердца Лукреция Кривелли.

Памятник так никогда и не был использован по назначению.  Людовико никак не мог предвидеть, что два года спустя, в 1499 году, его процветающее герцогство подвергнется нападению французских войск, а сам он умрет в плену во Франции.

Нижняя его часть, постамент, бесследно исчез. В 1594 году представитель древней аристократической ломбардской  семьи Ольдрадо Лампуньяни, в знак благодарности к герцогам Милана, приобретает крышку саркофага и перевозит его в Картезию. Только в конце XIX века архитектор Лука Бельтрами спроектирует из красного мрамора постамент и водрузит на него крышку.

 

В старой ризнице находится еще один шедевр, единственный в своем роде: триптих из слоновой кости, выполненный флорентийцем Балдассарре ди Симоне ди Алиотто в XV веке и принадлежавший семье Эмбриати. Он является одним из первых произведений искусства, приобретенных для Картезии герцогом, в самом начале строительства.  Джан Галеаццо лично заплатил за него 1000 золотых флоринов. Пока строили церковь, он был помещен в трапезной, где проводились службы, а когда церковь была закончена, его переместили  на главный алтарь, где он и оставался середины XVI века, когда было решено перестроить хор.

Ширина этого шедевра средневекового искусства 2,45 м, высота 2,54 м.

Он состоит из маленьких композиций и украшен шпилями с резными скульптурками святых. В центральной части расположены 26 панелей, со сценками из легенды о волхвах из «Золотой легенды» блаженного Якова Ворагинского. Это литературное произведение, представляющий собой сборник житий различных святых, составленный в середине XIII века, частично по письменным источникам, частично на основании устных народных преданий, в средние века был очень популярен и переведен почти на все европейские языки.

Это он, Яков, сообщает нам, что волхвов было трое и что их звали Гаспар, Мельхиор и Балдассар, что они были царями, а звезда, которой они следовали, имела форму ребенка —  ангела —  того самого, которого увидели пастухи. Вот почему в витражах средневековых соборов волхвы всегда изображались втроем, с коронами на голове. Согласно той же Золотой Легенде, они всегда изображены трех разных возрастов: первый — старик, второй — зрелый человек, третий — безбородый юнец.

На главном шпиле, внутри поддерживаемого ангелами круга, изображен Бог Отец. Основа триптиха представляет собой аллегорию благочестия. Она окружена 14-ю часовенками, украшенными статуями святых. Триптих был украден из Картезии бандой воров в авкусте 1984 года, найден и возвращен год спустя, в октябре 1985 года.

Клуатры – еще одна интереснейшая часть монастырского комплекса.

Структура всех существующих картезианских монастырей представляет собой соединенные между собой два клуатра (большой и малый), находящиеся в непосредственной близости от центральной церкви.

Малый клуатр представлял собой место, где проходила большая часть общественной жизни монахов. Крытая галерея соединяла церковь, дом настоятеля, библиотеку и трапезную.

Украшенная скульптурами внутренняя часть портала выполнена братьями Кристофором и Антонио Мантегацца. Внешняя часть – Джованни Антонио Амадео, чьей руке принадлежит так же входной портал. В свое время все арки были расписаны фресками Даниэле Креспи. К сожалению, многие из них не сохранились или очень повреждены.

В центре клуатра имеется небольшой фонтан из камня и керамики с изображением Самаритянки у колодца.

 

Большой клуатр имеет размер 125×100 метров.

Как уже было сказано, первоначально монастырь был рассчитан на 12 монахов, которые, поступая в монастырь отказывались в его пользу от всего своего имущества, полностью посвящая свою жизнь молитве и созерцанию. Во время строительства было решено увеличить количество келий до 23. В 1514 году монахи получили разрешение довести их число до 36. В настоящее время по периметру клуатра расположены 24 кельи-домика. В каждом домике имеется 3 комнаты и маленький двор с садиком и огородом. Каждая келья обозначена буквой алфавита. У входной двери имеется маленькое отверстие, через которое каждый монах в будние дни, когда было предписано молчание и одиночество, получал свою пищу. Только по воскресеньям и в праздничные дни братья на обед объединялись в трапезной.

Обширная аркада с 122 арками была построена Гвинифорте Солари во второй половине XV века.  Колонны арок украшены сложными терракотовыми кольцами, кругами и статуями святых, пророков и ангелов и выполнены из белого каррарского мрамора и розового мрамора из Вероны.

К сожалению, полностью утрачены фрески Винченцо Фоппа 1463 года, украшавшие стены большого клуатра.

 

Позади клуатра и церкви высокая стена окружает землю, где когда-то находились сады, огороды и виноградник, и где в наши дни монахи выращивают лекарственные травы. За апсидой находится также большой пруд, в котором в прошлом монахи разводили рыбу или хранили наловленный в близлежащих каналах улов.

Трапезная

Это было одно из первых построенных зданий, которое в первые годы использовалось зал для молитвы. Свод расписан изображением  Богоматери с младенцем;  фрески в люнетах вдоль стен, изображающие Пророков, приписываются Бергоньоне; в центре находится лучезарное солнце — эмблема династии Висконти. Мраморная кафедра с классической аркой и балюстрадой со статуями была установлена здесь в начале шестнадцатого века. Во время трапезы, как и во все остальное время, братьям было запрещено говорить. С этой кафедры во время еды один из монахов читает отрывки из святых писаний. Более поздней является фреска Тайной Вечери, выполненная Оттавио Семино в 1567 году.

Музей

Музей Картезии находится в бывшем гостевом доме, построенным в период 1616-1667 гг, также известном как Герцогский Дворец. Спроектирован он известным миланским архитектором периода барокко Франческо Мария Рикино. Музей был открыт в конце XIX века по инициативе Тито Паравичини, автора многочисленных книг по ломбардской архитектуре периода Возрождения.  В нем хранятся гипсовые копии различных скульптур и предметов, принадлежавших герцогам Висконти, а также картины Винченцо Кампи (Христос прибитый к кресту), Бернардино Кампи, Бартоломео Монтанья, Бергоньоне и Бернардино Луини.

Вход в музей свободный.

Он открыт в чт, пт, сб и вс в следующие часы:

9.30-11.30 и 14.30-16.30 с ноября по февраль
9.30-11.30 и 14.30-17.00 март и октябрь
9.30-11.30 и 14.30-17.30 апрель и сентябрь 
9.30-11.30 и 14.30-18.00 май и август

Сама же Картезия, которая находится в ведении монахов открыта:

с апреля по сентябрь:

9.00 — 11.30 и 14.30 — 18

с октября по март:

9.00 — 11.30 и 14.30 — 17

В летнее время каждые проводятся бесплатные экскурсии на итальянском языке.  Теоретически, группы отправляются каждые полчаса. На самом деле – как посчастливится.

Добраться до Картезии очень просто. Она находится в 30 мин езды на пригородном поезде линии S13 из центра Милана плюс 15 минут пешком от ж/д станции Certosa di Pavia. Поезда S13 каждые полчаса отправляются из центра города, например со станций Repubblica, Porta Venezia, Garibaldi. Стоимость билета на октябрь 2019 3.60 евро.

Расписание поездов можно посмотреть на сайте www.trenord.it.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *