Тоскана. Волшебный треугольник городов из туфа

Недалеко от лагуны Орбетелло, между покрытыми оливковыми рощами и виноградниками долинами и глубокими лесистыми каньонами, в той части Тосканы, которая носит имя Маремма, возвышаются, затерянные между высокими скалами, Питильяно, Сорано и Сована. 

Посещение этих мест лучше всего начать с Питильяно — городка, построенного на гигантском утесе из туфа, горной породе вулканического происхождения.

Питильяно очаровывает еще до того, как вы в него попадете. С одного из последних крутых поворотов идущей от моря дороги, перед вами предстанет уникальное зрелище: высокий отрог, а на нем — как будто парящие в воздухе дома, находящиеся в прекрасной гармонии с окружающей их природой.

Город был основан этрусками, затем попал под влияние римлян, а после них, уже в средневековье — германского племени лонгобардов. Лонгобардские корни имела и семья феодалов Альдобрандески,  которая владела практически всей территорией  Мареммы и чей двор, начиная с IX века, располагался в близлежащей Соване.

В 1293 году дочь Маргариты Альдобрандески и Гвидо да Монфорте Анастасия выходит замуж за Романо Орсини, представителя одной из самых древних и влиятельных римских семей, и весь двор переезжает в Питильяно. Причиной тому явился факт, что после смерти в 1280 году самого яркого и влиятельного представителя семьи Орсини, папы Никколо III,  вся округа сделалась объектом нападений со стороны враждебной Сиенской Республики, и городок, расположенный на вершине крутого утеса, был признан более безопасным, чем Сована.

Кстати,  Гвидо да Монфорте вошел в историю как человек крайне жестокий. Даже Данте Алигьери был наслышан о нем и в своей «Божественной Комедии»  (песнь XII, строфа 118) поместил среди убийц в седьмом круге, где все подобные ему навеки погружены по плечи в кипящую кровь Флегетона.

 «Тень в стороне нам указал он здесь,
Сказав: «Вот он, пронзивший в Божьем храме
То сердце, что на Темзе чтут поднесь *.»»

(перевод Дмитрия Мина)

и вот что об этом говорится в ссылке:

«* Этот непоименованный грешник – граф Гвидо Монфорте, наместник Карла Анжуйского в Тоскане. В 1271 г., в Витербо, во храме во время совершения литургии, когда возносилась освященная жертва, Гвидо Монфорте пронзил сердце английскому королю Генриху III, сыну Ричарда Корнвальского, только что возвратившемуся из крестового похода против Туниса, в отмщение за смерть своего дяди, Симона Монфорте, графа лейстерского, убитого, по повелению короля, Эвеншамом во время возмущения в 1265 г. Пронзенное сердце короля было отослано в Лондон, где на мосту через Темзу поставлена была статуя убитого с чашею в руке, в которой хранилось сердце, с надписью: Cor gladio scissum do, cui consanguineus sum. – Не без основания помещен отдельно от прочих грешников убийца, обагривший кровью Божий храм.»

В общем, мрачноватенькие были времена.

А 26 мая 1546 года Питильяно стал свидетелем  дуэли, произведшей  тогда большой общественный резонанс : между флорентийским аристократом Джованни Таддей и известным полководцем Асканио Делла Коргна. По этому случаю в Питильяно прибыли три тысячи рыцарей и представителей знати.  Джованни Таддеи был убит, и этот поединок сделался последней из  «разрешенных» дуэлей.  В 1563 году эта форма разрешения вопросов был запрещен, хотя выяснение отношений с применением оружия все равно продолжали иметь место, но тайным образом.

В 1547 году питильянцы провозгласили своим господином Никколо IV. Но этому отпрыску семейства Орсини так и не удалось заслужить симпатии населения. Да он к этому и не стремился. Во время его правления царила социальная несправедливость, к тому же, не было недостатка в распрях внутри самой семьи. Вскоре, не без поддержки флорентийцев, восставшее население выслало Никколо IV и попросило защиты у Козимо I Медичи.

Для Никкколо IV все закончилось плачевно. Папский инквизиционный суд предал его суду и заключил в тюрьму.

О периоде правления семейства Орсини свидетельствует одноименный дворец — одно из самых заметных исторических зданий  городка.

Заложен он был в XI-XII в.в. как монастырь. В последствие, в середине XIII века его выкупили феодалы Альдобрандески, сделав своей резиденцией. После брака в 1293 году Маргериты Альдобрандески с Романо Орсини, дворец в качестве приданного перешел Орсини. При них же он был отремонтирован и расширен. Работы велись под руководством Антонио да Сангалло Младшего, который укрепил его и, в то же время, придал ему некоторые элементы, характерные для периода Возрождения.

В наши дни сооружение представляет собой массивный главный корпус, окруженный двумя боковыми и одной центральной башней. Во внутреннем дворе находится колодец, выполненный  в стиле ренессанс.

В настоящее время во дворце расположены Епархиальный музей сакрального искусства  и Археологический музей.

Музеи открыты в осенне-зимний период 10.00-13.00; 15.00-17.00
летом: 10.00-13.00; 15.00-18.00 (19.00)
Выходной день понедельник.
В августе музеи открыты ежедневно с 10 до 20 без выходных, а с 12 по 17 августа с 10.00-20.00 и с 21.30-24.00.
Стоимость билета 5 евро. Льготные билеты 3 евро.
Билет за 6 евро дает право также посетить кафедральный собор в Сована.

Многочисленные гербы семейства Орсини будут преследовать вас по всему городку, как бы напоминая, кто здесь был хозяином. Их легко узнать по изображению медведя – “orso” по-итальянски.

Но и правление Медичи не принесло желаемых результатов. Прогрессирующее обнищание прекратилось только с приходом к власти австрийского Лотерингского Дома, заправлявшего всем Великим Герцогством Тосканским после пресечения династии Медичи в 1737 году.

Наконец, после плебисцита 1860 года, Питильяно был присоединен к Королевству Италии.

Свидетельством присутсвия Медичи в Питильяно является массивный акведук у главных ворот города.

На главной площади города, напротив Палаццо Орсини расположен монументальный фонтан Семи Носиков. В восемнадцатом веке вода, действительно, била из семи водопроводных носиков, украшенных зооморфными скульптурами. Отсюда и название.

Возведен он был в 1545 году по приказу графа Джанфанко Орсини по случаю окончания строительства акведука. Часть работ была, действительно, завершена уже в середине шестнадцатого века, хотя для того, чтобы запустить акведук в действие потребовались еще сто лет.

 

Недалеко от фонтана находится памятник Второй Мировой Войне.

7 июня 1944 года линия фронта прошла через Питильяно, и городок очень пострадал от бомбежек. Погибли 78 человек. Руины решили не восстанавливать и оставить так, как есть в назидание потомкам.

А во время расчистки обломков, совершенно случайно, был обнаружен древный тоннель и цистерна, вероятно, этрусско-римского происхождения.

На месте руин имеется очень интересный стенд, с объяснениями о геологии утеса Питильяно и об обнаруженных ходах.

Недалеко от руин установлен совершенно замечательный памятник крестьянину с осликом, выполненный местным скульптором Марио Винчи.

 

Питильяно также известен как маленький итальянский Иерусалим из-за многочисленной еврейской общины, прибывшей туда еще в пятнадцатом веке.

В историческом центре Питильяно, чуть ниже собора Святых Петра и Павла, находится гетто, древний еврейский квартал. Формирование его восходит к XVI веку, когда Питильяно, благодаря своей близости к границе, стал убежищем для евреев, изгнанных из папского государства в 1569 и в 1593 годах. Их число по сравнению с местным населением (500 евреев на 6000 питильянцев) внесло заметный вклад не только в сельское хозяйство и торговлю, но и культурную жизнь городка.

В городке имеется действующая синагога, единственная во всей провинции Гросетто и еврейский музей.

Открыты они с апреля по октябрь с 10.00 по 13.00 и с 14.30 по 18.00.
С ноября по Март с 10.00 по 12.30 и с 15.00 по 17.00.
Закрыт музей в субботу и в дни еврейских праздников.

Рядом с синагогой расположен винный погребок и несколько лавок, продающих  продукты кошер.

 

Помимо кошерных, в городке вы найдете много магазинчиков диаметрально противоположной направленности. 

Как вы могли убедиться, подъезжая к Питильяно, окрестности городка  просто утопают в лесах, а поэтому любимое времяпрепровождение местных жителей — это охота, особенно на кабанов. Поэтому дичь вам здесь будет предложена во всех возожных вариантах. Надпись гласит: «Кабанами рождаются, свиньями становятся». Что по мне, то святая правда!

 

Нет недостатка и в сувенирных лавках, многие их которых предлагают туристам керамические изделия под «этруское искусство». 

Войдите в городок пешком, под двойной аркой акведука Медичи, и погрузитесь в переулки города, откройте его солнечные уголки, пустынные площади, понаблюдайте за беседующими у дверей домов домохозяйками, полюбуйтесь панорамой, открывающейся с вершины скалы, и волшебная атмосфера, царящая здесь, околдует вас. Вкусите превосходную местную кухню и дождитесь заката, чтобы увидеть, как солннечные лучи сначала окрашивают багрянцем стены городка, а затем плавно переходят в мерцающий свет уличных фонарей, освещающих лабиринт переулков.

Если вы хотите еще подробнее ознакомиться с историей города,  советую посетить этот сайт, где вы найдете очень подробную информацию об истории города и всех его достопримечательностях.

На следующий день утром отправьтесь в Сорано.

Но, прежде чем добраться до городка, остановитесь в Археологическом парке  и совершите прогулку по, так называемым, «Полым Тропам (Vie Cave)», прорубленным прямо в туфе еще этрусками.

До сих пор не удалось выяснить, для каких целей они это сделали:  то ли, чтобы соединить разные пункты назначения, то ли для сбора дождевой воды или  для каких-то религиозных церемоний (многие из троп ведут к местам захоронения, наиболее значительными из которых являются гробницы Ильдебранды, Крылатых Демонов и Сирены)… Этруски не удостоились оставить по этому поводу никаких пояснений. Самыми впечатляющими являются тропы Дель Кавоне — протяженностью более километра и шириной — 4 метра, и Сан-Себастьяно, со стенами, местами достигающими высоты 25 метров.  

Оказавшись в Сорано, самом старом из трех городов из туфа, посвященном древнему богу Сури, войдите в него через арку дель Феррини. Пройдите по главной улице, пока не дойдете до церкви XIII века Сан-Никола, в которой хранится ценная купель 1563 года, киворий XIV века из вулканического камня и полотно Раффаэлло Ванни. Рядом с церковью находится дворец графа Орсини, о чем свидетельствует надпись, выбитая на травертиновом портале.

Над городком возвышается Башня с часами. Расположена она на, так называемом, Леопольдиновом Валуне — военном укреплении, возведенном на огромном утесе, напоминающем корабль. 

На вершине валуна, к которому ведут  извилистые мощеные улочки, построена  терасса, с которой открывается чудесный вид .

 

Бродя по городу в сопровождении неизменных кошек, которых здесь несчетное количество, обратите внимание на двери домов: кажется, что среди них нет двух одинаковых.

Спустившись с валуна с северо-восточной стороны, вы окажетесь у  Дроздиных Ворот (Порта дей Мерли) —  древних ворот, которые когда-то тоже имели подъемный мост.  Гербы Никколо IV Орсини ( с неизменным медведем) и Козимо II Медичи (с шарами) по-прежнему виднеются на их фасаде. 

 

Выйдя из ворот, вы попадете в долину реки Ленте, окруженную густыми лесами и высокими скалами.

 

В двух км до Сорано, на дороге, ведущей в Кастель-Аззара (SP22), у моста через Ленту, сверните налево. Еще немного и вы окажетесь у пещерного комплекса, расположенного на большой панорамной террасе. Вся территория была густо населена уже начиная с бронзового века, и свидетельств тому имеется огромное количество. Добравшись до этого археологического памятника,  направьтесь к церкви Сан-Рокко, которая до сих пор хранит остатки фрески XVII века, а затем загляните в многочисленные разбросанные вокруг нее пещеры, являвшиеся жилищами первобытных людей.  

 

С терассы открывается сказочный вид на долину и Сорано.  Все окрестности покрыты  виноградниками, чередующимися с  оливковыми рощами, пшеничными полями и  фермами, где выращивают, в основном, овец и производят известный во всей Италии овечий сыр. За Сан-Рокко начинается одна из «Полых Троп», которая приведет вас прямо в Сорано.

Побывав в Сорано, естественно, нельзя не посетить Крепость Орсини – главную достопримечательность городка.

 

Крепость была построена семейством Альдобрандески в XIII веке и впоследствии расширена и перестроена Орсини. Согласно их замыслу, Сорано должен был сделаться их военным оплотом в многовековом противостоянии Сиенской Республике. В течение XVI века сиенцы несколько раз осаждали крепость, но так и не смогли ее взять. В конце того же XVI века, с падением графства Орсини, Сорано перешел в руки Медичи, которые включили его в состав Великого Тосканского Герцогства вместе с соседом-Питильяно.

Спроектированная архитектором Антонио Мария Лари по заказу Никколо IV, крепость состоит из центральной башни (дирекция Парка Этрусков), где находилась штаб-квартира и гвардия, контролировавшая вход в крепость, и двух бастионов, носящих имя Сан-Марко и Сан-Пьетро, ​​соединенных между собой крепостной стеной и использовавшихся в качестве продовольственного склада и пороховой башни. Для запасов воды имелась специально вырытый в скале резервуар.

Крепость состоит из различных зданий, связанных между собой подземными коридорами, по которым солдаты могли  быстро перемещаться из одного места в другое. Эти коридоры, расположенные на нескольких уровнях, имеют вид настоящих туннелей. Многие из них имеют амбразуры, так называемые «волчьи пасти».

Во время посещения крепости обратите внимание на некоторые любопытные  военные уловки того времени, такие, например, как канавки для вывода наружу ядовитых испарений от пороховых выстрелов или стенных отверстий в форме рупора для усиления голоса при передаче команд в случае опасности.

При посещении этого, без преувеличения, шедевра инженерной мысли рекомендую удобную обувь и куртку, поскольку в подвальных помещениях всегда довольно прохладно и сыро.

В крепости Орсини  расположени небольшой музей средневековья и Возрождения, в котором хранятся  керамические экспонаты,  найденные в Сорано, Сована и Кастел’Оттьери, а также маленький театр, носящий имя Никколо VI Орсини.

Входной билет в музей и крепость стоит 5 евро (льготный 3,50 евро).
Можно купить единый билет (10 евро), с которым, помимо музея и крепости, можно посетить Археологический парк , краеведческий и музей Сан Мимилиано в Сованa.

Настоятельно советую перед посещением проконсультировать непростые часы работы крепости здесь . Она не всегда открыта.

С 1 по 6 января 10-13 и 14-17 (экскурсии в 12.00 и 14.00)
Март: в субботу и воскресенье 10-13 и 15-18 (экскурсии в 10.00 и 15.00)
С апреля по сентябрь: ежедневно o 10-13 e 15-19. Выходной день – понедельник, за исключением 15 августа (экскурсии в 10.00, 15.00 и 18.00).
С октября по 2 ноября: 10-12 и 16-18. Выходной день – понедельник (экскурсии в 12.00 и 15.00).
С 2 по 30 ноября: 10-13 e 14-17 (экскурсии в 12.00 и 14.00).
7-8, 21-23, 26-31 декабря: 10-13 e 14-17 (экскурсии в 12.00 и 14.00).
Закрыто 24 и 25 декабря

Вторую половину дня посвятите посещению Сованы, крошечного очаровательного городка, полного истории.

Первоначально Сувана, так он назывался в древности, был этруским центром, который, после завоевания Римом Этрурии, сделался римским муниципием.

Начиная с VII века власть над городом взяла семья Альдобрандески,  построив здесь замок и сделав его центром своих обширных владений. В XIII веке городок унаследовала семья Орсини, и с этого момента история его мало отличается от истории Питильяно и Сорано.

Оставьте машину на парковке и проследуйте вдоль центральной улицы, Виа дель Дуомо. 

Пара сотен метров, и вы окажетесь перед Кафедральным Собором, носящим имя святых апостолов Петра и Павла. По всей вероятности, возведен он был  в VIII-IX в.в. на месте этруского некрополя и является одним из самых важных памятников романо-готической архитектуры всей Тосканы.

На портале местные каменотесы вволю дали развернуться своей фантазии. Здесь  вы найдете скульптурные изображения и вооруженного рыцаря, и двуглавой русалки, и павлина, и древа жизни, роз и орнамента в форме спирали. На боковых пилястрах возвышаются две львиные головы. Львы, помещенные на входе, символизировали гарантов Церковного правосудия.

С левой стороны на алтаре находятся реликвии известного только знатокам святого Мамильяна Палермского.

Согласно имеющимся сведениям, святой этот родился на Сицилии в V веке,  там же сделался епископом , подвергнулся гонениям со стороны вандалов и был выслан в Тоскану. Бежал и поселился на острове Монтекристо, известному по роману Александра Дюма. Согласно местной легенде,  живя на острове, Мамилиан победил дракона, а также изменил само название острова  с Монтеджове, то есть гора Юпитера, на Монтекристо — гора Христа. Местная община отшельников, которые были, по преданию, учениками святого Мамилиана, примерно в 600 году основала там монастырь.

Внутри собора имеется крипта с шестью колоннами, 

 

баптистерий, датируемый 1434 годом,  саркофаг из травертина 15-го века,  в котором первоначально хранились останки святого,  а также большое количество фресок и орнаментов с раннехристианскими символикой.Обратите внимание на предпоследнюю капитель во втором ряду слева со сценами из Ветхого Завета: жертвоприношения Исаака и открывающего воды Моисея.

Особенностью кафедрального собора Сованы, безусловно, является интересный астрономический феномен, связанный с его географической ориентировкой. Ежегодно, 21 июня, если позволяют метеорологические условия, первый солнечный луч, попадая в апсидальное арочное окно,  пересекает неф, и проектируется на противоположной стене, производя собой редкой красоты картину. То же самое повторяется в палеохристианском склепе  этажом ниже. Это может означать, что ориентировка здания (в соответствии с летним солнцестоянием) не соответствует средневековым стандартам, предписанным Римской Церковью (апсида должна быть обращена на восток), а следовала кельтско-германским канонам.  Как знать. Это только одна из гипотез.

Продолжив прогулку по главной улице Del Duomo , под номером 47 вы можете увидеть дом с табличкой, в котором, согласно легенде, в 1020 родился Гильдебранд Соанский, более известный как папа римский Григорий VII.

История жизни этого энергичного папы сама по себе могла бы стать темой отдельной статьи. Скажу только, что известен он, главным образом, из-за того, что окончательно утвердил в католической церкви безбрачие духовенства, или целибат, а так же за свою непримиримую борьбу против инвеституры, то есть против назначения римских пап императорами еще существовавшей тогда Римской Империи. В связи с этим стоит напомнить эпизод, вошедший в историю как «Хождение в Каноссу» или «Каносское унижение», датитованный 1077 годом и связанный с  Генрихом IV. В январе того года отлученный от церкви император три дня простоял на коленях у ворот замка Каносса, расположенного недалеко от Пармы, прося у папы прощения. Прощение он тогда вымолил, но, спустя некоторое время, все равно поступил по-своему.

Любопытен также факт что женой Генриха IV была дочь киевского князя Всеволода Ярославича и родная сестра Владимира Мономаха Евпраксия. Вся история этой женщины хорошо описана в историческом романе Михаила Казовского «Месть Адельгейды». В романе задействован еще один важный исторический, действительно существовавший женский персонаж Матильды Тосканской, которая сыграла немаловажную роль в судьбе киевской княжны и самого Генриха IV, в конце жизни отстраненного от власти своим собственным сыном и проклятым всеми, и вассалами,  и клириками.

Что касается Григория VII, несмотря на все свои заслуги, в конце жизни он тоже был изгнан из Рима и умер в изгнании, но… впоследствии все-таки канонизирован.

Продолжив прогулку, вы дойдете до главной площади. Вашим глазам откроется романская церковь Санта-Мария с красивым алтарем из  травертина. С момента своего основания (предположительно XII век) церковь претерпела значительные изменения. В 1410 году она была полностью разграблена войсками Сиены, а в 1434 году – войсками Питильяно.

К церкви прилегает  дворец 15-го века Бурбон-дель-Монте (по имени владельцев, тосканских маркизов Бурбон ), а ко дворцу — церковь Caн-Мамильяно, самая старая в городе. Согласно археологическим раскопкам, она была заложена в VI веке, а в некоторых местах ее фундамент опирается на более древние постройки, возможно этруско-римского периода.

В настоящее время внутри церкви располагается музей. Его экспонаты – предметы, найденные в результате раскопок, проведенных в «Полой Тропе»Дель  Кавоне. Они представляют собой очень интересные терракотовые фигурки, изображающие разные части и органы человеческого тела, а также мужские и женские статуэтки.

Самым важным из экспонатов является небольшая ваза, содержащая 498 монет из чистейшего золота, найденная на глубине более двух метров.

С другой стороны площади можно увидеть старое здание мэрии, более известное как архив, 12-го века. Сооружение сохраняло свои первозданные формы вплоть до 1433 года, когда войска Питильяно осадили Совану в отместку за убийство графа Джентиле Орсини. Тогда здание понесло значительные повреждения и потребовало серьезного ремонта. В 1588 году были пристроены часы, а в семнадцатом веке – как раз когда в здании был размещен архив — была добавлена колокольня.

Напротив церкви Санта-Мария находится, так называемый, Палаццо Преторио – здание, в котором располагались разные конторы городской администрации, в том числе офис Капитана Народа. Капитаны народа были должностными лицами в коммунах средневековой Италии XIII-XV века, которые представляли интересы средних слоев горожан. В ведомстве капитанов также находилось городское войско, то есть, по сути, милиция.

Дворец был построен в  конце XII – начале XIII века и упоминается в документе, датируемом еще 1208 годом. Здание сохраняло свой первоначальный вид до начала XV века, когда оно было серьезно повреждено в результате осады города сиенскими войсками. В 1413-1414 годах был произведен капитальный ремонт, в результате которого некоторые архитектурные детали более раннего периода были безвозвратно утрачены. Со вступлением Сованы в Великое Герцогство Тосканское в 1555 году, здание изменило свое назначение, а в XVII веке вообще сделалось тюрьмой. В конце восемнадцатого века оно было передано местной епархии, которая долгое время использовала его под склад.  В настоящее время здесь располагается дирекция Археологического Парка.

На фасаде размещены девять гербов капитанов народа, которые там служили.

К Палаццо Преторио практически прилегает, так называемая, Лоджия Капитана. Как и Палаццо, эта структура была возведена в период раннего средневековья и полностью реставрирована в XV веке. На боковой стене находится большой герб Медичи, установеленный там по приказу Козимо I Медичи в 1570 году.

Пройдя еще дальше, вы дойдете до того, что  осталось от самой главной крепости всех окрестностей — крепости Альдобрандески.

Возведена она была на месте ранее существовавших этрусских построек примерно в 1000 году,  как символ власти семьи Альдобрандески, которая контролировала всю окрестную территорию вплоть до конца тринадцатого века.

Как уже было сказано выше, в 1293 году, после брака Анастасии Альдобрандески с Романо Орсини двор перекочевал в Питильяно.

В начале пятнадцатого века Сована была завоевана сиенцами и стала частью их Республики. Именно в этот период цитадель была восстановлена после векового запустения.  А во второй половине шестнадцатого века, после присоединения к Великому Княжеству Тосканскому, Козимо Медичи провел некоторые ремонтные работы, которые, однако, не смогли остановить деградацию строения.

Здесь Сована, практически, заканчивается.

Можно по той же улице вернуться обратно. Заглянуть в микро-магазинчики, выпить чашечку кофе на центральной площади.

Если вы решите пообедать в одном из очаровательных ресторанчиков, не забудьте попробовать «Acquacotta» —  когда-то еду пастухов, а теперь типичное блюдо этих мест.  В наиболее распространенном варианте в Тоскане, ингредиентами этого супа являются включает в себя лук, помидороы, оливковое масло, сельдерей, морковь, базилик, поджаренный черствый домашний хлеб, тертый овечий сыр и яйца. А в принципе, в оригинальном варианте, пастухи добавляли в него все то, что находили вокруг себя на пастбище, включая одуванчики. Естественно,  не забудьте заказать к обеду бокал прекрасного красного местного вина.

А если у вас останется еще время, можно съездить на термальные источники Сатурния. Они отсюда всего в 30 минутах езды…

Приятного путешествия! Напишите, если понравилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *