Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Миланский чудотворный источник

Миланский чудотворный источник.

Район «L’Isola», в северной части Милана, в настоящее время известен проектом риквалификации и модернизации города. Лучшие итальянские и зарубежные архитекторы приложили здесь руку, чтобы возвести здесь оригинальные небоскребы и бизнес-центры. О них мы, безусловно, поговорим в одной из статей.

Но, несмотря на чудеса современного зодчества и модные клубы, появившиеся здесь в последние годы, лабиринты его улиц по сей день хранят следы отрезанной от города железнодорожными путями пролетарской окраины. Отсюда и название: «isola» по-итальянски значит остров (отсюда «изоляция», «изолировать» и проч.)

А еще раньше, вплоть до промышленного бума XIX века, здесь была деревенская окраина, поля и огороды. Окраина-то окраиной, но имела она свою особенность. Начиная с V века, известна она была имевшимся здесь целительным источником. В присутствии минерального источника в здешних краях нет ничего удивительного. Будучи сейсмически активной территорией, вся Италия, в том числе и Паданская низменность, изобилует бьющими из-под земли водами. В основном, сероводородными и бикарбонатными.

В 1499 году в Милан вступают французы. Правящий герцог Людовико иль Моро пускается в бега, а губернатором города назначается доверенное лицо французского короля Шарль д’Амбуаз. Человек деятельный, помимо прочих государственных дел, он решает возвести на месте пришедшихк тому времени в упадок окружавших источник средневековых сооружений, новое святилище. Согласно с существующей легенде, решение это его не было случайным. Во время своего пребывания в Милане, какая-то «подхваченная» им инфекция, поставила под серьезную угрозу его зрение. И вот каким-то образом, бившая из недр земли вода, которая была более известна для лечения ревматизмов и артритов, помогла ему. Вернув себе зрение, губернатор , на радостях, тут же приказал построить на месте руин святилище, посвященное Богородице.

Случилось это в 1507 году.

Долгое время авторство проекта приписывлось Леонардо да Винчи. По нескольким причинам.

Во-первых, потому что именно в те годы он вторично вернулся в Милан . Шарль д’Амбуаз, говорят, увидев привезенный им в Милан картон Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом, настолько остался им очарован, что тут же сделался покровителем Мастера. Так что, было бы вполне логично, если бы он поручил  проект именно ему.

Во-вторых, в постройке присутствуют архитектурные элементы, которые да Винчи часто использовал в своих изысканиях, к тому же в Атлантическом Кодексе, хранящемся в  миланской Амброзианской библиотеке, имеются очень детальные зарисовки церкви.

Санта-Мария-алла-Фонтана, рисунок Леонардо да Винчи

Но в 1982 году  служащий миланского муниципального исторического архива Грациозо Сирони обнаружил датированный 17 марта 1508 года контракт, в котором архитектор Джованни Антонио Амадео – очень высоко ценимый в то время, работавший на стройплощадках Домского Собора, Санта-Мария-делле-Грацие и в Павийской Картезии – назначался главным подрядчиком.

Так что не понятно: участвовал ли да Винчи в проектировании, и Амадео воспользовался некоторыеми его советами, или он просто перенес себе в блокнот идеи последнего. Это, вероятно, так и останется загадкой, несмотря на усилия даже самых прилежных служащих архива.

Как бы там ни было, Леонардо или не Леонардо, церковь была возведена в лучших традициях ломбардского Возрождения и, несмотря на повреждения, понесенные во время Второй Мировой Войны, не прекращает удивлять своей гармонией.

Санта-Мария-алла-Фонтана, репродукция XIX века

На вышеприведенной старинной гравюре хорошо видно, что спроектирована она была на двух уровнях. На нижнем располагался большой «бассейн», глубина которого местами достигала 2,5 метров. В нем паломники могли принимать лечебные ванны (по всей видимости, температура воды это позволяла).

Санта-Мария-алла-Фонтана, рисунок XVIII века

На верхнем находилось само святилище, окруженное связанными между собой аркадами и портиками таким образом, что церковное пение и молитвослужение можно было услышать и на нижнем уровне. Согласно мнению некоторых экспертов, к проектировке портиков приложил руку сам Браманте. В это трудно поверить, поскольку на тот момент он был занят более важной постройкой: собором Святого Петра в Риме.

Земельный участок, на котором было возведено святилище принадлежал монахам-бенедиктинцам из монастыря Сан-Симплициана, поэтому они и стали его первыми хозяевами.

Спустившись по ведущей в святилище лестнице, которой веками ранее пользовались многочисленные паломники, жаждующие исцеления, мы окажемся в клуатре. Можно представить себе, как они, уставшие от долгого путешествия, движимые верой и надеждой, медленно бредут, похрамывая, по ступеням, направляясь к бассейну с чудотворной водой. Атмосфера, которая витает во дворике, по сей день наполнена покоем и умиротворением. Город внезапно как бы исчезает за спиной, и кажется, что здесь все осталось так, как было пятисот лет назад.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

 

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

 

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

 

Как уже было сказано, бассейн, также как и сам храм был очень поврежден во время Второй Мировой Войны. Дело в том, что здесь поблизости находились две крупные ж/д станции и несколько стратегически важных фабрик и заводов. Во время реставрации, проведенной в 1950-х годах архитектором Фердинандо Реджиори, благодаря тщательным чертежам 16 века, удалось с точностью реконструировать целое крыло монастыря, а под обломками была найдена плита с одиннадцатью древними форсунками.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

При монахах-бенедиктинцах начались работы по декоративному оформлению интерьера. Некоторые фрески того периода приписываются школе одного из самых выдающихся ломбардских художников того времени Бернардино Луини, который от своего современника и учителя Леонардо да Винчи перенял мягкость изображаемых лиц и любовь к природе.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Необычайно красив гротескный орнамент бывшей ризницы, покрывающий весь потолок, с переплетениями и кистями, в которых узнаются такие символические фигуры, как ибис (птица мудрости, согласно Библии), кадуцей (жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями, символ медицины), лучистое солнце (божественное провидение).

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

В 1547 году бенедиктинцы были вынуждены оставить святилище и передать его отцам-минимитам ордена святого Франциска из Паулы, которые только что прибыли в Милан из Калабрии и нуждались в собственной обители. При новых хозяевах были расписаны колонны, но главное — необычный свод, в двенадцати сегментах которого были помещены двенадцать апостолов. Поражают в нем яркие и живые тона, выразительные лица.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

В центральном диске находится объемная фигура благословляющего Бога-Отца. Это своего рода звезда любви, из которой исходят лучи божественного света.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Большое алтарное полотно также восходит к концу XVI и выполнено оно было известными художниками из Кремоны братьями Винченцо и Антонио Кампи, причем Винченцо, за реалистичность своих работ по праву считается предшественником Караваджо. На картине изображена Богородица в окружении херувимов и архангелов Михаила и Гавриила. Справа у ее ног находится сначала больной, сидящий человек, а слева — выздоровевший и запечатленный в момент молитвы.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

К сожалению, взяв в свои руки структуру, минимиты также полностью нарушили первоначальный архитектурный замысел. Они перекрыли проход между нижним и верхним уровнями и, по сути, превратили святилище в монастырь. Нуждаясь в более просторной церкви, которая могла бы вместить в себя все увеличивающееся число паломников, архитектору Бомбарда было поручено подладить уже имевшуюся часовню под пресвитерий и пристроить к ней основной корпус. По сравнению с нижестоящей структурой, результат получился довольно посредственный.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана, фотография начала XIX века

Но худшее было еще впереди. В 1599 году минимиты получили в дар церковь святой Анастасии, находившейся там, где в наши дни пролегает виа Манзони, то есть внутри городских стен, а располагавшаяся в XVI веке посреди полей и огородов Санта-Мария-алла-Фонтана в XVI веке оказалась практически оставленной на произвол судьбы, с прихожанами, в основном, бедными крестьянами, число которых не превышало нескольких сотен. Только 5 августа, в ежегодный праздник Девы Марии Снежной, явившейся папе Либерию в 352 году и со средневековья считающейся покровительницей целительного источника, она наполнялась паломниками, которые собирались здесь, чтобы помолиться и совершить омовение в чудотворных водах.

С приходом Наполеона большинство религиозных орденов было закрыто, а святилище окончательно опустело и потеряло свое значение.

Но время идет. Город растет и в XIX веке на месте огородов уже можно увидеть мастерские, металлургические заводы и фабрики. В 1873 году район вокруг Санта-Мария-алла-Фонтана становится частью Милана, население которого стремительно приближается к числу 20 000.

В 1877 году для святилища происходит настоящая катастрофа: на соседнем битумном заводе вспыхивает пожар. Нефтепродукт просачивается под землю, загрязняя и закупоривая водоносный горизонт. С тех пор из одиннадцати находящихся в капелле форсунок течет обычная водопроводная вода. Хотя для некоторых верующих это не проблема и они все равно приходят сюда наполнить свою фляжку.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Между тем, в 1900-х годах из-за возросшего вдвое населения района церковь не могла вместить в себя всех верующих. В 1920 году под руководством архитекторов Гриффини и Меццанотте (который также спроектировал здание миланской биржи) были проведены важные работы по удлинению нефов и сооружению нового фасада.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана
Фрагмент портала
Милан Санта-Мария-алла-Фонтана
Интерьер церкви

Святилище можно бесплатно посетить ежедневно с 8.00 до 17.30 по адресу: piazza Santa Maria alla Fontana, 7, Milano

проезд: метро «Zara» (желтая и лиловая ветки)

Чтобы пасть в него, нужно спуститься по лестнице, находящейся в глубине двора, с правой стороны церкви.

Милан Санта-Мария-алла-Фонтана

МиланПешком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *