Ведьмы в Милане
Охватившая Европу в раннем средневековье волна религиозного маразма и заканчившаяся только в XVII веке, не обошла стороной и Милан.
Считается, что начало ему было положено на Веронском Совете, состоявшемся в 1184 году. Тогда, по настоянию императора Фридриха Барбароссы, римский папа Луций III разработал и ввёл систему розыска и выявлений религиозных преступлений и специальным декретом обязал епископов создавать специальную сеть агентов, которые должны были доносить ему о всех преступлениях и злодеяниях совершаемых их земляками и соседями.
Декрет был пересмотрен и дополнен в 1215 году папой Иннокентием III, при котором был создан специальный церковный суд под названием Инквизиция.
А в 1252 году буллой Ad extirpanda, адресованной религиозным властям Ломбардии и Романьи Иннокентий IV легитимировал применение пыток. Вот тогда пошло и поехало!
Первыми жертвами «религиозной зачистки» в Милане были последователи Гульельмы Богемской – две монахини Джакома дей Бассани, Майфреда да Пировано и теолог Андреа Сарамита. В 1300 году, после проведенного следствия и судебного процесса все они были обвинены в ереси и казнены через сожжение на костре на площади за базиликой святого Лаврентия вместе с останками умершей в 1282 году, то есть восемь лет до этого, самой Гульельмы. Но это на тот момент был единичный случай и речь тогда шла всего лишь о ереси. О настоящих ведьмах в Милане речь пока не велась.
В 1327 папой Иоанном XXII была издана булла Super illus specula, которая уже положила начало официальной охоте на ведьм, в том числе и в Милане.
Но первого настоящего матерого еретика удалось разыскать в Милане только 50 лет спустя.
Им стала не ведьма, а колдун, некий Карло Джено ди Гаспаре Грасси. Его обвинили в некромантии, то бишь, общении с душами мертвых, и ереси и казнили 16 сентября 1385 года. Чтобы другим неповадно было.
Пять лет спустя, дело коснулось двух женщин. Миланским ведьмам Сибилле Занни и Пьерине де’ Бугатис было предъявлено обвинение в участии в ночных сборищах, происходивших в лесу Дианы, там, где в наши дни располагается станция метро Crocetta.
Женщины были казнены на ратушной площади, ненешней piazza dei Mercanti.
Годы шли. Мракобесие набирало силу. С началом следующего века костры начали устараивать не только на ратушной площади, но и напротив церкви Святого Евсторгия, поближе к Святой Канцелярии, которая там и располагалась.
13 сентября 1490 года на костре на piazza Mercanti была сожжена Антония да Палланца.
13 февраля 1515 года на площади святого Евсторгия – ведьма Джованнина.
4 августа 1517 года были преданы костру одновременно семь миланских ведьм, обвененных в том, что они спровоцировали ураган, пронесшийся над Миланом. Можете себе представить накал!
24 июля 1519 года на площади святого Евсторгия предается огню Симона Остера и там же, 21 октября 1542 года сжигается ведьма Лючия да Лиссоно.
Кажетая невероятным, но охота на ведьм в Милане горячо поддерживалась как, по сей день, горячо любимым миланцами Карло Борромео, впоследствии канонизированным, так и его просвещенным двоюродным братом-эрудитом, основателем Амброзианской Библиотеки, Федерико Борромео. Это при нем и его поддержке были преданы сожжению в Милане 9 ведьм и один колдун.
При епископе Федерико лобное место было решено окончательно перенести за церковь Святого Лаврентия. Выбран этот квартал был не случайно. Место это было также крайне нездоровое, зловонное. Здесь располагались мастерские кожевников, сливавшие отходы своего производства напрямую в протекавший здесь канал, через который был переброшен мост, носивший имя «Мост сметри».
В 1617 году, в первый раз, здесь был возведен специальный высокий деревянный помост, на котором, прежде чем быть преданным огню, осужденные предавались повешиванию. Все желающие могли присутствовать при этом захватывающем зрелище. На этом месте сейчас находится колонна.
В 1630 году за церковью святого Лаврентия были казнены Джан Джакомо Мора и Гульельмо Пьяцца, обвиненные в распространении чумы во время страшной эпидемии, покосившей больше половины населения города. Впоследствии в нескольких десятках метров отсюда, на месте снесенного после казни, по указанию властей, дома Мора, был возведен Позорный Столб.
В наши дни на месте столба, на углу улицы via Gian Giacomo Mora и corso di Porta Ticinese в 2005 году, в память об этих печальном событии, был установлен памятник итальянского скульптора Руджеро Менегон .
12 ноября 1641 года на площади Ветра в Милане были сожжены две последние ведьмы: Анна Мария Памолея и ее прислуга Маргарита Мартиньона. Но это был не последний миланский костер.
Летом 1788 года во дворе монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, по воле австрийского императора Иосифа II, были преданы огню все документы миланской Святой Канцелярии периода 1314-1764 года.
На этом на охоте на ведьм в Милане была поставлена точка. Ну а что касается, были ли, действительно изведены ведьмы в Милане? Думаю нет. Они были, есть и, наверняка, будут.