На самом деле церковь носит имя Святого Маврикия (San Maurizio Maggiore), но красота ее настенных росписей стала причиной присвоения ей среди горожан и экспертов этого почетного эпитета — Миланская Сикстинская Капелла.
В течение почти тысячи лет обитель, которой эта церковь принадлежала, являлась самым влиятельным женским монастырем города. «Maggiore» с итальянского так и переводится — «большой» или «главный». Предполагают, что основан он был еще при Карле Великом (775-814 г.г.) на месте римских развалин — императорского дворца, цирка и городской стены, возведенной при императоре Массимианане в IV веке н.э.. Кстати две римские башни того периода в прекрасном состоянии сохранились до наших дней. Находятся они на территории прилегающего к церкви археологического музея. Одна из них, квадратная, располагалась на площади бывшего римского цирка, с которой стартовали скачки. Впоследствии ее переделали в колокольню. Другая — 24-гранная — являлась непосредственно частью городской стены. Из нее сделали часовню, в память о средневековой легенде, согласно которой первые христианские мученики — римские солдаты, среди которых был один по имени Маврикий — были заключены в многоугольную башню и обезглавлены по приказу императора Диоклециана в 303 г.
В начале XVI в. миланский аристократ Александр Бентивольо и его жена Ипполита Сфорца решают спонсоризировать реконструкцию монастыря.
Почему? У пары пять дочерей. Двоих выдают замуж, а оставшиеся три, согласно бытовавшим устоям, приходится отдать в монастырь. Обитель, естественно, должна соответствовать социальному рангу семьи. Выбор падает на Сан Маурицио. Был самым большим и богатым в Милане, и девушки в него брались только из знатных семей.
Для выполнения росписей при реставрации выбор падает на мастерскую самого именитого художника того времени Бернардино Луини. Имеется предположение, что Луини был лично знаком с Леонардо да Винчи, когда тот во второй раз приехал в Милан. Без труда можно заметить, что он много чего перенял от известного флорентийца. Например, композицию, мягкость лиц, пейзаж.
На алтаре находятся выполненныые им портреты донаторов: слева изображен сам Александр Бентивольо, справа – его жена Ипполита.
Синьор в верхнем правом углу — это св. Сигизмунд, приносящий храм в дар св. Маврикию.
Бургундский король Святой Сигизмунд был первым канонизированным церковью правителем из варварских племен. В 515 году по его приказу было основано аббатство святого Маврикия д’Агон где, согласно легенде, были захоронены останки мученика. Вскоре это место сделалось местом паломничества, а Сигизмунд — святым.
Обратите внимание, что на фреске Маврикий изображен белокурым красавцем, хотя по легенде он был африканцем из Мавритании (отсюда и имя) и до XIII века его так и рисовали — с темной кожей. Побледнел он почему-то в более поздний период.
Особого внимания заслуживает также капелла св. Катерины Александрийской (справа у алтаря), изображенной с объектом ее мучений — колесом, и фреска, изображающая святых Цецилию и Урсулу, также собственноручно выполненная Луини.
Впечатляет богатая потолочная роспись.
Считается, что расписывать церковь начали с ее заалтарной части, предназначенной для монахинь.
На темно-синем своде, усеянном золотыми звездами, изображены четыре евангелиста, ангелы-музыканты, а в центре — медальон с назидательного вида Богом-отцом. Работа, выполненная в конце XV века, приписывается мастерской еще одного известного художника периода Возрождения Винченцо Фоппа.
Во втором десятилетии XVI века было начато художественное оформление нижней части стен. В качестве сюжета был выбран цикл Страстей Христовых. Композиции исполненные Луини отличаются своей деликатностью и мягкостью цветовой гаммы. Лица и жесты персонажей, согласно идеалам классической красоты, сдержаны и спокойны. Рассматривать фрески следует справа налево. Начинается цикл с «Молитвы Христа в саду» со спящими учениками и Иудой, ведущим солдат. За ней следует «Ecce Homo» (лат. «Се человек», слова Понтия Пилата об Иисусе Христе), где одетый в роскошную королевскую одежду Пилат указывает на Христа в окружении солдат, «Восхождение на Голгофу» и «Снятие с креста». На последней фреске в богато одетом персонаже справа можно узнать одного из членов семьи Бентивольо, а в монахине на сцене погребения Христа, поврежденной из-за открытия двери, с большой вероятностью — настоятельницу Александру Бентивольо. Цикл заканчивается Воскресением, с торжествующим Христом и испуганными солдатами внизу. В центральной части алтаря, где находится решетка и два небольшие отверстия для причастия, Луини изобразил фигуры мученниц, ангелочков и святых Рокко и Себастьяна. Согласно традиции, каждая святая изображена с тем органом, который был подвергнут мучениям (святая Агата с грудьми, Святая Лючия – с глазами на тарелке и т.д.).
Кстати об оргàнах. В отличие от самой церкви, которая недействующая, зале монахинь находится действующий, полностью механический орган 1554 года. Иногда в церкви, которая в наши дни является недействующей, проводятся поэтические и музыкальные встречи.
Из внутренней части церкви можно попасть в археологический музей, во дворе которогое находится та самая 24-гранная римская башня, о которой было сказано выше и которую можно осмотреть изнутри. Оттуда же хорошо видна квадратная римская башня, превращенная в колокольню Святого Маврикия.
Музей располагает большим количеством очень интересных экспонатов этрусского, греческого и римского периода.
Один из самых удивительных — это римская стеклянная винная чаша IV века н.э., так называемая Диатрета Тревульцио. Это одна из шести чудом дошедших до нас подобных чаш римского периода. Тулово сосуда находится внутри внешней стеклянной ажурной «сетки» резной работы. По краю латинскими заглавными буквами написано: BIBE VIVAS MULTIS ANNI (ПЕЙ И ЖИВИ МНОГО ЛЕТ).
Чаша эта была совершенно случайно обнаружена на севере Италии в 1725 году. При вспахивании поля крестьяне наткнулись на захоронение римских времен. В мраморном саркофаге вместе с останками римского патриция находилось и это произведение искусства. После смерти владельца угодия, на котором саркофаг был найден, она была выставлена на продажу и приобретена известным миланским коллекционером маркизом Карлом Тривульцио в 1777 году. В 1935 году чаша была приобретена мэрией Милана и передана в археологический музей.
Находится Миланская Сикстинская Капелла по адресу: Corso Magenta, 15.
Проезд ММ «Cordusio» (красная ветка).
Открыта Миланская Сикстинская Капелла: вт-вс 9:30-17:30
Вход бесплатный.